«Нас сейчас очень многие учат, как надо работать. Мы не отказываемся учиться, но мне кажется, что нужно в первую очередь учиться у тех людей, которые создали и развили атомную отрасль». (Из выступления на конференции ЯОР научного руководителя РФЯЦ-ВНИИЭФ Радия Илькаева.)
85-летие И.В. Курчатова в ИАЭ, слева направо: А.П. Александров, Ю.Б. Харитон, Е.П. Славский, фото: www.famhist.ru
24 сентября в Москве прошла 26-я ежегодная научно-техническая конференция Ядерного общества России (ЯОР) в Москве. В юбилейный год тема конференции была заявлена как «Научно-технический потенциал атомной отрасли: 70-летний опыт и перспективы». Почти все докладчики ретроспективно анализировали становление отечественной атомной науки и промышленности, отдавая дань уважения трудовому подвигу тех, кто создал «ядерный щит» России и защитил страну от внешней агрессии на многие десятилетия вперед. Лейтмотивом выступлений стала мысль о том, что именно люди и их отношение к делу позволили запустить советский «Атомный проект» в условиях послевоенной разрухи, угрозы извне, жесточайшего дефицита времени, отсутствия ресурсов.
Воспоминаниями о людях той эпохи поделился с Nuclear.Ru министр среднего машиностроения СССР в 1986-1989 гг., первый заместитель министра РФ по атомной энергии в 1993-2002 гг., в настоящее время – советник генерального директора ГК «Росатом» Лев Рябев:
В отрасль пришли люди высоких нравственных принципов. Казалось бы: сталинские времена, террор, преследования… Я пытался найти в архивах: был ли кто-то в отрасли, кого репрессировали? Нет! Единственное, в 1949 девятом году, кажется, двадцать с лишним человек геологов были арестованы, как сказано – за сокрытие урановых месторождений. Пришли кадры, прошедшие жесточайшую школу и обладавшие высочайшим чувством ответственности. Я вообще считаю, что атомной энергией должны заниматься люди высокого нравственного уровня.
Я вспоминаю, однажды Ю. Б Харитону сказали: «Юлий Борисович, что вы беспокоитесь? Подумаешь, заряд не работает. Все равно же воевать не будем». Он был возмущен: «Наша задача – сделать так, чтобы не было проблемных вопросов по оружию. Только на этом мы стоúм.» Ю. Б. Харитон говорил: «В нашем деле мелочей нет». Он влезал во все тонкости и так же воспитывал своих людей. Когда к нему приходили с документами, он каждое слово, каждую букву не на веру брал, а требовал доказательств: «Почему ты так написал?» Совещания шли по девять-двенадцать часов. Нашей отрасли повезло, что у нее были И.В. Курчатов, А.П. Александров, Ю.Б. Харитон. Человек был научным руководителем ядерно-оружейного комплекса, и за все десятилетия у нас не было ни одного ЧП. А ведь на разных переделах за эти годы находились десятки тысяч ядерных боеприпасов: одни собирались, другие разбирались, третьи транспортировались – не было серьезных происшествий. Потому Ю.Б. Харитон обращал внимание на любую мелочь, мыслил широко, не смотрел узко только на свою часть, на ядерное оружие.
Это были люди высокой эрудиции, высокой культуры, высочайшей ответственности и просто – нормальные люди. Они первыми шли туда, где опасно. Когда из-за отсутствия урана приходилось на первом промышленном реакторе облученные блочки пришлось извлекать сверху – десятки тысяч блочков, – то работали все, начиная с И. В. Курчатова. Он же первым садился за пульт управления реактором, все пропускал через себя. В архивах видно: когда на стендах отрабатывались разгрузочные машины, И. В. Курчатов записывался в смену и наряду со всеми участвовал в отработке данной конструкции. Кадры – это принципиальный вопрос.
Nuclear.Ru поздравляет с профессиональным праздником всех работников атомной промышленности, ветеранов, создателей уникальной отрасли с богатейшими традициями и неисчерпаемым научным, промышленным, кадровым потенциалом – людей высокого нравственного уровня!
Комментарии
Comments can be posted only by authorized users