14.10.2010 08:18
комментариев 0
0
0
13 октября исполнилось 65 лет отечественной урановой геологической службе. Начало геологоразведочным работам на уран в СССР было положено постановлением Государственного комитета обороны от 8 апреля 1944 года, обязывающим все геологические организации приступить к поискам радиоактивных руд. В мае того же года в геологических управлениях различных министерств и ведомств были созданы специальные группы, отряды и партии. В 1945 году работы по освоению атомной энергии были развернуты в широком масштабе, но одной из нерешенных проблем оставался вопрос обеспечения страны природным ураном. К тому моменту на территории СССР было известно несколько месторождений радиоактивных руд - Тюя-Муюн, Табошар, Майлису и др., но все они имели небольшие запасы урана и не могли составить основу сырьевой базы атомной промышленности.
В этих условиях Совет народных комиссаров 13 октября 1945 года принял постановление «О концентрации и специализации поисково-разведочных работ на радиоактивное сырье». Этим постановлением в составе Госкомитета по геологии было создано Первое Главное геологоразведочное управление (Первый Главк), призванное решить проблему обеспечения атомной промышленности урановым сырьем. Постановлением определялись также беспрецедентно высокие темпы развития геологоразведочных работ на уран. К апрелю 1946 года предусматривалось организовать 270 специализированных полевых геологических партий, охватив ревизионными и поисковыми работами практически всю страну. В 1947 году ряд таких полевых партий был передан в подчинение Первому Главку, в составе которого были созданы специализированные территориальные экспедиции - Кольцовская (г. Ессентуки), Октябрьская (г. Ленинград), Волковская (г. Алма-Ата), Берёзовская (г. Новосибирск), Сосновская (г. Иркутск), Шабровская (г. Свердловск).
Уже в 1946-1947 гг. удалось выявить несколько новых районов с урановыми месторождениями. Так, на Украине при ревизии железных рудников были обнаружены проявления повышенной радиоактивности, что привело к открытию Первомайского и Желтореченского месторождений урана - первых относительно крупных по запасам урановорудных объектов в СССР. Форсированная их разведка создала сырьевую базу для строительства Восточного горно-обогатительного комбината. На Северном Кавказе геологи обнаружили на горе Бештау люминесцирующий урансодержащий минерал опал-гиалит. Вскоре здесь было открыто Бештаугорское урановое месторождение, на базе которого было создано Лермонтовское рудоуправление. В Средней Азии были открыты месторождения Каттасай и Алатаньга, в Южном Казахстане - Туракавакское. Первые открытия были сделаны и в Сибири - месторождение Усть-Ангарское и в Колымско-Чукотском районе - месторождения Северное и Бутугычагское.
К 1950-м годам произошел революционный сдвиг в технологии поисков и разведки урана, обусловленный внедрением в практику работ первых отечественных приборов - радиометров. Массовое их использование вскоре привело к целому ряду открытий. Так, в Северном Казахстане были обнаружены месторождения Маныбай, Ишимское, Балкашинское, Заозёрное и определилась новая крупная урановорудная провинция. В дальнейшем на базе этих открытий был создан Целинный горно-химический комбинат Минсредмаша. В Южном Казахстане были выявлены месторождения Бота-Бурум, Курдай, Кызыл-Сай. Эти объекты послужили сырьевой базой для строительства Киргизского горно-химического комбината. В Кызылкумах было открыто крупное месторождение урана Учкудук, положившее начало выявлению крупнейшей в мире Притяньшанской провинции урановых месторождений инфильтрационного типа. На ее сырьевой базе был создан Навоийский горно-химический комбинат.
На Мангышлаке было обнаружено крупное урановое месторождение Меловое, а затем ещё ряд однотипных урановорудных объектов. На их базе был создан Прикаспийский комбинат. К 1957 году, то есть за десятилетний период интенсивных геологоразведочных работ, задача создания урановой минерально-сырьевой базы для атомной промышленности и обороны страны была, в основном, решена. Одновременно с интенсивными геологоразведочными работами на уран в СССР значительные силы отечественных специалистов были привлечены к изучению ураноносности Рудных гор в Восточной Европе. Так были созданы уранодобывающие отрасли в бывших ГДР и Чехословакии, а также Румынии, Болгарии и Венгрии. При непосредственном участии специалистов из СССР были открыты крупнейшие урановые месторождения Шлема-Альберода, Пшибрам, Роннебургское рудное поле и месторождения Стражского блока, эксплуатация которых продолжалась до 1990-х годов.
Советские специалисты приняли также активное участие в создании урановой сырьевой базы Китая, а позднее, в 1990-х годах - Монголии. К 1960-м годам дефицит урана в стране был преодолен, но весьма значительную его часть составлял импорт из ГДР, Чехословакии и других стран. Дальнейшее развитие атомной энергетики страны требовало развития и совершенствования собственной сырьевой базы. Однако, ресурс легко открываемых месторождений был практически исчерпан. Кроме того, в повестку дня были поставлены вопросы экономики, и сразу же вызвало озабоченность качество сырья - содержание урана на большинстве известных в стране месторождений отставало от показателей на месторождениях Восточной Европы и мира. Новые задачи ставили перед геологической отраслью проблему разработки научных основ и прогрессивных технологий поисков урановых месторождений, не выходящих на земную поверхность. Специалистами ВИМСа, ВСЕГЕИ, ИГЕМ РАН, ЗабНИИ и других институтов были разработаны методы локального прогноза и методика глубинных поисков урановых месторождений.
В результате предпринятых усилий в 1961 году в Центрально-Алданском районе Южной Якутии была выявлена крупная ураноносная структура - зона Южная. Позднее здесь был установлен уникальный по своим масштабам урановорудный район. К сожалению, качество руд оказалось рядовым, а географо-экономические условия района - весьма неблагоприятными. В 1962 году было открыто Стрельцовское месторождение в Забайкалье. Вскоре здесь был установлен одноименный крупный урановорудный район. К концу 1960-х годов в забайкальской степи начал работать крупнейший в стране Приаргунский горно-химический комбинат. В то же время на Украине было выявлено Мичуринское месторождение и вскоре - Кировоградская группа месторождений (Ватутинское, Северинское, Центральное и др.), которые вошли в состав Восточного ГОКа. В Северном Казахстане было обнаружено Грачёвское и другие (в .т.ч. крупнейшее в районе Косачиное) месторождения.
К началу 1970-х годов минерально-сырьевая база урана в стране по объемному показателю соответствовала возможным программам развития атомной энергетики. Однако в качественном отношении полного решения проблемы добиться не удалось - месторождений богатых руд (за исключением Стрельцовского района) не было выявлено. Добыча урана из рядовых и относительно бедных руд при горном способе обходилась весьма дорого. В те же 1960-е годы специалисты Минсредмаша осуществили крупный технологический прорыв в методах добычи урана. Были разработаны и внедрены в производство бесшахтные системы извлечения урана из недр подземным выщелачиванием через скважины. Себестоимость добычи урана при этом снижается в 3-6 раз по сравнению с горным способом. Большинство месторождений инфильтрационного типа в Кызылкумах и Южном Казахстане (Учкудук, Букинай, Сугралы и др.) оказались более благоприятными для отработки подземным выщелачиванием, чем горным способом.
Начались целевые поиски подобных месторождений в Кызылкумах, Сырдарьинской и Чу-Сарысуйской впадинах, одновременно была разработана геолого-генетическая модель инфильтрационного уранового рудообразования. Новые открытия последовали одно за другим: в Сырдарьинской впадине - месторождения Карамурун и Ирколь, в Чу-Сарысуйской - Уванас, Канжуган, Мынкудук. В начале 1980-х годов выявленные ресурсы урана в недрах страны стали сопоставимы с его суммарными ресурсами в ведущих странах - производителях, что обеспечило СССР минерально-сырьевую базу для развития атомно-энергетических программ в самых широких вариантах. Однако в 1990-е годы резкое осложнение социально-политической и экономической обстановки в стране самым негативным образом сказалось на всей геологической отрасли и, в частности, на урановой подотрасли. Бюджетное финансирование было сокращено, стало нерегулярным, а иногда и вовсе прекращалось. С распадом СССР положение еще более усугубилось.
Россия унаследовала от СССР 70% мощностей атомных станций, а подавляющая часть сырьевых источников урана и уранодобывающих предприятий оказалась за ее рубежами. Добыча урана на единственном оставшемся в России добывающем предприятии - «Приаргунском производственном горно-химическом объединении» - покрывает потребность действующих АЭС в природном уране примерно на 30%, отмечается в сообщении Роснедр по случаю 65-летия урановой геологической службы. Дефицит сырья покрывается складскими запасами урана, созданными во времена СССР. Между тем для мирового рынка характерна устойчивая тенденция дефицита производства урана относительно его потребления. По итогам 2009 года прирост запасов урана в России составил 70 тыс. тонн. В настоящее время, по данным Роснедр, на государственный баланс поставлены запасы урана в размере 535 тыс. тонн, а прогнозные запасы составляют около 800 тыс. тонн.
По материалам Росндер
В этих условиях Совет народных комиссаров 13 октября 1945 года принял постановление «О концентрации и специализации поисково-разведочных работ на радиоактивное сырье». Этим постановлением в составе Госкомитета по геологии было создано Первое Главное геологоразведочное управление (Первый Главк), призванное решить проблему обеспечения атомной промышленности урановым сырьем. Постановлением определялись также беспрецедентно высокие темпы развития геологоразведочных работ на уран. К апрелю 1946 года предусматривалось организовать 270 специализированных полевых геологических партий, охватив ревизионными и поисковыми работами практически всю страну. В 1947 году ряд таких полевых партий был передан в подчинение Первому Главку, в составе которого были созданы специализированные территориальные экспедиции - Кольцовская (г. Ессентуки), Октябрьская (г. Ленинград), Волковская (г. Алма-Ата), Берёзовская (г. Новосибирск), Сосновская (г. Иркутск), Шабровская (г. Свердловск).
Уже в 1946-1947 гг. удалось выявить несколько новых районов с урановыми месторождениями. Так, на Украине при ревизии железных рудников были обнаружены проявления повышенной радиоактивности, что привело к открытию Первомайского и Желтореченского месторождений урана - первых относительно крупных по запасам урановорудных объектов в СССР. Форсированная их разведка создала сырьевую базу для строительства Восточного горно-обогатительного комбината. На Северном Кавказе геологи обнаружили на горе Бештау люминесцирующий урансодержащий минерал опал-гиалит. Вскоре здесь было открыто Бештаугорское урановое месторождение, на базе которого было создано Лермонтовское рудоуправление. В Средней Азии были открыты месторождения Каттасай и Алатаньга, в Южном Казахстане - Туракавакское. Первые открытия были сделаны и в Сибири - месторождение Усть-Ангарское и в Колымско-Чукотском районе - месторождения Северное и Бутугычагское.
К 1950-м годам произошел революционный сдвиг в технологии поисков и разведки урана, обусловленный внедрением в практику работ первых отечественных приборов - радиометров. Массовое их использование вскоре привело к целому ряду открытий. Так, в Северном Казахстане были обнаружены месторождения Маныбай, Ишимское, Балкашинское, Заозёрное и определилась новая крупная урановорудная провинция. В дальнейшем на базе этих открытий был создан Целинный горно-химический комбинат Минсредмаша. В Южном Казахстане были выявлены месторождения Бота-Бурум, Курдай, Кызыл-Сай. Эти объекты послужили сырьевой базой для строительства Киргизского горно-химического комбината. В Кызылкумах было открыто крупное месторождение урана Учкудук, положившее начало выявлению крупнейшей в мире Притяньшанской провинции урановых месторождений инфильтрационного типа. На ее сырьевой базе был создан Навоийский горно-химический комбинат.
На Мангышлаке было обнаружено крупное урановое месторождение Меловое, а затем ещё ряд однотипных урановорудных объектов. На их базе был создан Прикаспийский комбинат. К 1957 году, то есть за десятилетний период интенсивных геологоразведочных работ, задача создания урановой минерально-сырьевой базы для атомной промышленности и обороны страны была, в основном, решена. Одновременно с интенсивными геологоразведочными работами на уран в СССР значительные силы отечественных специалистов были привлечены к изучению ураноносности Рудных гор в Восточной Европе. Так были созданы уранодобывающие отрасли в бывших ГДР и Чехословакии, а также Румынии, Болгарии и Венгрии. При непосредственном участии специалистов из СССР были открыты крупнейшие урановые месторождения Шлема-Альберода, Пшибрам, Роннебургское рудное поле и месторождения Стражского блока, эксплуатация которых продолжалась до 1990-х годов.
Советские специалисты приняли также активное участие в создании урановой сырьевой базы Китая, а позднее, в 1990-х годах - Монголии. К 1960-м годам дефицит урана в стране был преодолен, но весьма значительную его часть составлял импорт из ГДР, Чехословакии и других стран. Дальнейшее развитие атомной энергетики страны требовало развития и совершенствования собственной сырьевой базы. Однако, ресурс легко открываемых месторождений был практически исчерпан. Кроме того, в повестку дня были поставлены вопросы экономики, и сразу же вызвало озабоченность качество сырья - содержание урана на большинстве известных в стране месторождений отставало от показателей на месторождениях Восточной Европы и мира. Новые задачи ставили перед геологической отраслью проблему разработки научных основ и прогрессивных технологий поисков урановых месторождений, не выходящих на земную поверхность. Специалистами ВИМСа, ВСЕГЕИ, ИГЕМ РАН, ЗабНИИ и других институтов были разработаны методы локального прогноза и методика глубинных поисков урановых месторождений.
В результате предпринятых усилий в 1961 году в Центрально-Алданском районе Южной Якутии была выявлена крупная ураноносная структура - зона Южная. Позднее здесь был установлен уникальный по своим масштабам урановорудный район. К сожалению, качество руд оказалось рядовым, а географо-экономические условия района - весьма неблагоприятными. В 1962 году было открыто Стрельцовское месторождение в Забайкалье. Вскоре здесь был установлен одноименный крупный урановорудный район. К концу 1960-х годов в забайкальской степи начал работать крупнейший в стране Приаргунский горно-химический комбинат. В то же время на Украине было выявлено Мичуринское месторождение и вскоре - Кировоградская группа месторождений (Ватутинское, Северинское, Центральное и др.), которые вошли в состав Восточного ГОКа. В Северном Казахстане было обнаружено Грачёвское и другие (в .т.ч. крупнейшее в районе Косачиное) месторождения.
К началу 1970-х годов минерально-сырьевая база урана в стране по объемному показателю соответствовала возможным программам развития атомной энергетики. Однако в качественном отношении полного решения проблемы добиться не удалось - месторождений богатых руд (за исключением Стрельцовского района) не было выявлено. Добыча урана из рядовых и относительно бедных руд при горном способе обходилась весьма дорого. В те же 1960-е годы специалисты Минсредмаша осуществили крупный технологический прорыв в методах добычи урана. Были разработаны и внедрены в производство бесшахтные системы извлечения урана из недр подземным выщелачиванием через скважины. Себестоимость добычи урана при этом снижается в 3-6 раз по сравнению с горным способом. Большинство месторождений инфильтрационного типа в Кызылкумах и Южном Казахстане (Учкудук, Букинай, Сугралы и др.) оказались более благоприятными для отработки подземным выщелачиванием, чем горным способом.
Начались целевые поиски подобных месторождений в Кызылкумах, Сырдарьинской и Чу-Сарысуйской впадинах, одновременно была разработана геолого-генетическая модель инфильтрационного уранового рудообразования. Новые открытия последовали одно за другим: в Сырдарьинской впадине - месторождения Карамурун и Ирколь, в Чу-Сарысуйской - Уванас, Канжуган, Мынкудук. В начале 1980-х годов выявленные ресурсы урана в недрах страны стали сопоставимы с его суммарными ресурсами в ведущих странах - производителях, что обеспечило СССР минерально-сырьевую базу для развития атомно-энергетических программ в самых широких вариантах. Однако в 1990-е годы резкое осложнение социально-политической и экономической обстановки в стране самым негативным образом сказалось на всей геологической отрасли и, в частности, на урановой подотрасли. Бюджетное финансирование было сокращено, стало нерегулярным, а иногда и вовсе прекращалось. С распадом СССР положение еще более усугубилось.
Россия унаследовала от СССР 70% мощностей атомных станций, а подавляющая часть сырьевых источников урана и уранодобывающих предприятий оказалась за ее рубежами. Добыча урана на единственном оставшемся в России добывающем предприятии - «Приаргунском производственном горно-химическом объединении» - покрывает потребность действующих АЭС в природном уране примерно на 30%, отмечается в сообщении Роснедр по случаю 65-летия урановой геологической службы. Дефицит сырья покрывается складскими запасами урана, созданными во времена СССР. Между тем для мирового рынка характерна устойчивая тенденция дефицита производства урана относительно его потребления. По итогам 2009 года прирост запасов урана в России составил 70 тыс. тонн. В настоящее время, по данным Роснедр, на государственный баланс поставлены запасы урана в размере 535 тыс. тонн, а прогнозные запасы составляют около 800 тыс. тонн.
По материалам Росндер
Комментарии
Comments can be posted only by authorized users