A A A

А. Рахманинов: Любая децентрализация ведет к хаосу.

30.11.2009 15:11     комментариев 0 0
А. Рахманинов: Любая децентрализация ведет к хаосу.
С ноября 2009 года большинство предприятий государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» перешли на единый отраслевой стандарт закупок. О задачах, проблемах и перспективах этой системы рассказал в интервью Nuclear.Ru директор Центра закупок Росатома Андрей РАХМАНИНОВ.

Nuclear.Ru: Что представляет собой единый отраслевой стандарт закупок?

А. Рахманинов: Единый отраслевой стандарт «Росатома» (ЕОС) - это документ, который определяет правила закупок товаров, работ и услуг, процедуры проведения закупок, а также органы, осуществляющие закупки в атомной отрасли. В частности, предусмотрены такие процедуры, как запрос котировок, электронные торги, электронный аукцион, проведение конкурса, конкурентные переговоры. ЕОС был утвержден в июле этого года, а 24 августа был подписан приказ о его внедрении. Центральный аппарат «Росатома» начал работать по стандартам уже с 24 августа. С 1 октября на использование ЕОС перешли все ФГУПы отрасли - их порядка шестидесяти. Это - значительная часть отрасли, включая оборонные предприятия и организации. С 1 ноября к ним присоединились самые крупные акционерные общества – их порядка ста, включая ОАО «Концерн «Росэнергоатом», инжиниринговые компании и другие. Остальные организации и акционерные общества начнут работать по единому стандарту в декабре. Сейчас в отрасли работают более 300 предприятий, а после оптимизации и слияний их будет около 270. Так что можно сказать, что уже с 1 ноября у нас получился действительно полный охват отрасли единым стандартом.

Nuclear.Ru: Чем же была вызвана необходимость изменения системы закупок?

А. Рахманинов: Как я уже сказал, в отрасли работают более 300 предприятий, и в каждом из них были свои правила, поэтому поставщику приходилось иметь дело с разными правилами закупок. Теперь, после введения единых правил, поставщик знает, что на любом предприятии, расположенном в любом городе, действует единый стандарт. Второй момент - это публикация заказов. Раньше они публиковались на сайтах предприятий, и это тоже создавало определенные сложности для поставщиков. Теперь заказы должны размещаться на сайте госкорпорации «Росатом» (www.zakupki.rosatom.ru). Предприятия, конечно, могут размещать информацию о заказах и на собственных сайтах, но публикация на сайте «Росатома» обязательна. И мы будем очень жестко требовать выполнение этого условия. Третий момент - единый стандарт предоставляет возможность поставщикам обратиться в арбитражный комитет в случае каких-либо нарушений или злоупотреблений со стороны предприятий отрасли.

Конечно, атомная отрасль - одна из наименее коррумпированных. Тем не менее, для того, чтобы исключить даже возможность нарушений, включая даже незлонамеренные, был сформирован центральный арбитражный комитет по контролю за закупками. В этот комитет может обратиться любой участвующий в закупке поставщик, и его жалоба должна быть рассмотрена в течение десяти дней. Эта практика была взята из опыта деятельности Федеральной антимонопольной службы. Нечто подобное существовало и в РАО ЕЭС. В «Росатоме» - это орган, который рассматривает жалобы и выдает предприятиям и организациям рекомендации по устранению нарушений. Причем, если эти рекомендации не будут исполняться, то мы будем принимать меры дисциплинарного воздействия на руководителей и закупщиков. Однозначно, что за соблюдение стандартов персональную ответственность будут нести руководители предприятий и непосредственные организаторы закупочных процедур.

Nuclear.Ru: Какова роль Госкорпорации «Росатом» в этой системе?

А. Рахманинов: «Росатом» осуществляет методическое руководство и контроль, обеспечивает создание единого пространства, в котором действуют единые правила. Но надо иметь в виду, что в атомной отрасли есть своя специфика, связанная с использованием ядерных технологий и материалов, в том числе с выполнением гособоронзаказа, которая зачастую непонятна многим нашим оппонентам. «Росатом» работает и по Федеральному закону «О госзакупках», но он не во всех случаях подходит для атомной отрасли. Во многих ситуациях этот закон настолько либерализовал ситуацию, что у меня иногда возникает просто недопонимание ситуации. В настоящее время разрабатывается проект закона «О закупках товаров, работ и услуг государственными корпорациями, субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса». Пока в этом законопроекте прослеживается такая логика – в отрасль может придти любой поставщик. На наш взгляд, ввиду определенных специфических направлений деятельности отрасли, предусматривающих обязательное наличие тех или иных лицензий, необходимо аккуратно подходить к выбору поставщика. Пока нас выручает, например, наличие у поставщиков специальных лицензий Ростехнадзора на определенные виды деятельности. Но обычный товар, по закону о госзакупках, может поставлять кто угодно. Но возникает вопрос: а что считать обычным товаром? Приведу простой пример. Компьютер, который будет использоваться для распечатки текстовых документов – это одно, а компьютер, который будет использоваться на атомной станции, и в него будут заводиться данные с огромного количества датчиков – это совершенно другое, и требования по закупке этих компьютеров должны быть тоже совершенно разные.

Мы, конечно, участвуем в работе над новым законопроектом о госзакупках вместе с Министерством экономического развития и ФАС, но пока нас слышат с большим трудом, хотя мы пытаемся объяснить, что наша отрасль - не до конца открытый организм, и для нее надо создавать особые условия. В первую очередь, это сопряжено с безопасной эксплуатацией ядерных объектов. Мы пытаемся показать, что предпринимаем меры по упорядочиванию закупок: ввели единый стандарт, единую политику закупок, которая радикально преобразила отрасль. А ведь всего 4-5 лет назад атомная отрасль была совершенно закрытой частью экономики страны. Новое же руководство поставило во главу своей политику открытость и прозрачность закупочной деятельности. Кстати, гендиректор «Росатома» С.В. Кириенко лично курирует внедрение новой системы закупок, уделяет большое внимание созданию стандартов, проекта единого информационного поля. Например, сейчас мы работаем над созданием системы поставщиков при госкорпорации. Уже готовим документы, начали работу по обучению поставщиков. У нас есть специальное учебное заведение, которое будет обучать поставщиков участию в наших торгах, оформлению заявок и т.д.

Nuclear.Ru: У «Росатома» всегда были традиционные поставщики – отраслевые и неотраслевые. Как изменится количество неотраслевых поставщиков с вводом новой системы закупок?

А. Рахманинов: Увеличится. Это совершенно очевидно. Дело в том, что закупки делятся на несколько категорий. Одна из них - это НИОКР. Естественно, такие работы могут выполнять только отраслевые предприятия. Хотя в последнее время в конкурсах появляются участники различного рода. Иногда даже до смешного доходит. Это особенно видно по госзакупкам, которые осуществляет ГК «Росатом», как главный распределитель бюджетных средств. Ну, представьте, однажды в конкурсе на работы по выводу из эксплуатации радиохимического производства пыталась участвовать некая фирма, в которой и специалистов-то соответствующих нет. Конечно, есть инженеры и даже один физик, но ни опыта, ни наработок, а только желание поучаствовать в большом деле. Более того, выросло количество предприятий малого бизнеса, пытающихся мошенничать. Например, были попытки поставить не то оборудование, на которое выиграны торги; или отказы от заключения контрактов после того, как мы перестали выдавать необеспеченные авансы, если речь идет о небольшом по стоимости контракте.

Эти проблемы, безусловно, есть, но мы стараемся с ними бороться. Мы должны бережно относиться к тем средствам, которые государство выделяет отрасли. Ведь даже в такое трудное время страна находит деньги и ресурсы для того, чтобы атомная энергетика развивалась. Закупается тысячи наименований оборудования, которое изготавливается на отечественных предприятиях. Даже если отраслевое предприятие, выиграет конкурс, например, на изготовление какой-то суперсложной установки, оно все равно у кого-то закупит метал, у кого-то на субподряде сделает узел, у кого-то - деталь. И, таким образом, работой будут загружены и другие предприятия. Или вот пример. К саммиту АТЭС нужно было утилизировать две подлодки. В конкурсе участвовали три компании. Первоначальная сумма контракта - 2,7 млрд. рублей, но на торгах мы снизили цену и сэкономили 621 млн. рублей федеральных средств. При этом выигравшая конкурс компания смогла загрузить свои мощности и сохранить сотни рабочих мест.

Nuclear.Ru: Можно ли уже говорить о конкретных финансовых результатах внедрения ЕОС?

А. Рахманинов: По ГК «Росатом» за два месяца экономия денежных средств составила не менее 15 млн. рублей. Это с учетом того, что мы по единым стандартам проводим не так много торгов, так как центральному аппарату вал закупок не нужен. То есть закупаются какие-то услуги и товары, но с применением новых инструментов. Например, сейчас мы стараемся использовать электронный аукцион. У нас есть две утвержденные электронные площадки, которые приводятся в соответствие с единым стандартом. Причем «Росатом» и его предприятия не платят этим площадкам ни копейки. Их услуги оплачивает победитель конкурса. Электронная площадка всегда экономит деньги. Например, по госзакупкам, которые сейчас происходят, экономия составляет от 7 до 25%. А гонорар площадок составляет меньше 1%.

Nuclear.Ru: Какова экономия на закупках по ФГУПам?

А. Рахманинов: Думаю, что по ФГУПам сэкономленные средства уже надо считать на десятки миллионов рублей как минимум. Пока не могу назвать более или менее точные цифры, поскольку сайт, который мы запустили, пока работает фактически в режиме построения, и некоторые функции, включая функцию фиксации сэкономленных средств, будут доступны в конце этого года. Сейчас разницу можно посчитать только в ручном режиме. В конце года все предприятия предоставят нам соответствующую статистику, поскольку мы ввели обязательную отчетность для предприятий по итогам торгов. Еще раз хочу подчеркнуть - новая система закупок позволяет оптимизировать затраты, то есть получить тот же результат, но за меньшие деньги и, разумеется, не в ущерб качеству. Не секрет, что в государственных закупках произошел некоторый перекос по экономии денежных средств в ущерб качеству. То есть, по сути заказчика вынуждают покупать похуже и подешевле. Мы же себе такого позволить не можем из соображений безопасности.

Nuclear.Ru: И как же избежать этого перекоса в атомной отрасли?

А. Рахманинов: Мы будем делать какие-то исключения в стандартах, и будем настаивать на том, чтобы в законопроекте о госзакупках такие исключения тоже были. Мы считаем, что по определенным позициям нужно проводить не только открытый, но и закрытый конкурс. Да, мы будем аккредитовывать поставщиков, сделаем специальный реестр. При этом мы не будем препятствовать честным поставщикам.

Nuclear.Ru: Можно ли считать отраслевую систему закупок сформированной или она еще будет меняться?

А. Рахманинов: Система пока только формируется. Время привыкания к ней составит порядка полугода-года. Мы готовы к тому, что в стандарте будут какие-то неучтенные нами моменты. Выйдет новый закон о закупках госкорпораций, который многое усложнит, но что-то и упростит. Вообще, формирование ЕОС предполагает несколько этапов: первый – это разработка единого стандарта, второй – внедрение, третий – сбор информации и анализ ошибок и недочетов, четвертый – модернизация стандарта, то есть внесение изменений, которые позволят адаптировать стандарт к отрасли. Так вот, модернизация ЕОС запланирована уже на март-апрель 2010 года. Думаю, что основные принципы стандарта не изменятся. Но мы обязательно организуем совет поставщиков атомной отрасли, потому что хотим дать возможность поставщикам быть услышанными. Сейчас мы думаем, как это сделать, чтобы это был непредвзятый, честный коллегиальный орган. Мы рассчитываем, что совет поставщиков поможет нам организовать обратную связь, то есть поставщики смогут обращаться в совет с жалобами на заказчиков. Мы хотим сделать так, чтобы отрасль имела дружественный поставщикам интерфейс.

Nuclear.Ru: А как будет осуществляться контроль за закупами?

А. Рахманинов: Единый стандарт регламентировал формирование центрального арбитражного комитета по контролю за закупками, который напрямую подчиняется гендиректору «Росатома». В этот комитет могут обращаться с жалобами любые предприятия. Кроме того, на каждом предприятии должен быть создан свой контрольный орган, который будет приводить закупки в соответствие со стандартом. В госкорпорации есть Департамент внутреннего аудита и контроля, на который возложены функции экономической безопасности. Функции государственной безопасности возложены на Департамент защиты государственных тайн и на представителей этой службы на предприятиях. То есть этот вопрос тоже контролируется на всех предприятиях. Ни одни торги наших предприятий не могут быть размещены без заключения постоянно действующей технической комиссии (ПДТК), которая определяет, содержатся ли там государственная тайна, коммерческая тайна, иные сведения закрытого характера.

Все это – внутренний контроль. Но есть еще и внешний, который осуществляет Федеральная антимонопольная служба. У них очень большие полномочия. В случае нарушения по госзакупкам нас могут оштрафовать на сотни тысяч рублей по каждой процедуре, причем не только заказчика, но и членов закупочной комиссии. Поэтому мы следим, чтобы законодательство не нарушалось. С целью усиления контроля мы сейчас прорабатываем вопрос о создании координационного совета, в который хотим пригласить представителей ФАС, МЭРТ, Прокуратуры, Гособороназаказа, Счетной палаты. Хотя, на самом деле, «Росатом», например, уже давно подписал соглашение со Счетной палатой о проведении ежеквартальных проверок. Кстати, не все госкорпорации на это пошли, а «Росатом» пошел, причем с момента своего создания.

Nuclear.Ru: Если госкорпорация будет преобразована в какую-либо иную организационно-правовую форму, изменится ли система закупок?

А. Рахманинов: Во-первых, об изменении статуса «Росатома» вообще пока речь не идет. Но если когда-то и будет принято такое решение, то я думаю, что основные принципы системы закупок останутся, так как они логичны. Любая децентрализация ведет к хаосу. Излишняя централизация тоже безумно вредна, но и децентрализация настолько же деструктивна. Я считаю, что нечто среднее - это правильно реализованная ситуация.

Nuclear.Ru: И последний вопрос. 7-8 декабря в Москве состоится форум поставщиков атомной отрасли «Атомекс-2009»? Какие задачи ставит Центр закупок «Росатома» на этом форуме?

А. Рахманинов: Наша основная задача - рассказать о новых принципах и правилах организации торгов и закупок в отрасли, о наших электронных площадках, о требованиях, в том числе к оформлению заявки. Ведь если участник не в состоянии правильно оформить заявку, то какой из него нормальный исполнитель государственных контрактов? Если участники торгов не могут справиться сами, то они могут обратиться в специализированную организацию. Мы также хотим обратить особое внимание поставщиков на то, что их интересы будет защищать центральный арбитражный комитет, в который они могут обращаться с жалобами. Я уверен, что поставщики получат необходимую защиту. Кстати, возглавляет этот комитет компетентный специалист. Мы считаем, что это даст эффект. Наша цель - построить отрасль с чистыми процедурами и чистыми людьми.

Комментарии

Comments can be posted only by authorized users

Полная версия материала доступна только подписчикам Nuclear.Ru
Вход | Регистрация
Полная версия материала доступна только подписчикам Nuclear.Ru
Подписаться
Автоизуйтесь, чтобы проголосовать
Вход | Регистрация
Вы уже проголосовали