A A A

Вывод из эксплуатации – не отраслевая, а общенациональная задача.

07.06.2009 21:50     комментариев 0 0
2-5 июня в НИКИМТ (филиал ОАО «Атомстрой») прошла первая международная конференция «Вывод из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Концептуальные аспекты и практический опыт». Ученые и специалисты обсудили научно-технические и социально-экономические аспекты вывода из эксплуатации; обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности при проведении работ по демонтажу объектов; реабилитации загрязненных территорий, обращении с ОЯТ и РАО. Об основных задачах и проблемах вывода из эксплуатации, об участии ученых в этих процессах рассказал в интервью Nuclear.Ru принимавший участие в работе конференции академик РАН Борис МЯСОЕДОВ.

Nuclear.Ru: Какие проблемы вывода из эксплуатации Вы считаете наиболее сложными?

Б. Мясоедов: Конференция очень важна, это первая конференция такого рода. Последние пятьдесят лет человечество непрерывно шло по пути развития атомной энергетики. Это и АЭС, и силовые установки для подводных и надводных кораблей, и использование атомной энергии в космосе и медицине. В 1960-е годы мы не знали и не думали о радиоактивных отходах, о том, повлияет ли развитие атомной энергии на сохранение окружающей среды. Теперь мы знаем, что РАО – это одно из отрицательных последствий развития атомной энергетики. Ни один проект, ни одно событие не проходит без обсуждения проблемы РАО. Сейчас мы находимся в начале длительного пути, когда наряду со строительством гораздо большее внимание будет уделяться выводу объектов из эксплуатации. Почему сейчас? Как правило, все атомные объекты рассчитаны на длительный период эксплуатации – пятьдесят и более лет. Этот период на многих объектах близится к завершению, и проблема будет нарастать огромными темпами. Конечно, человечество к настоящему времени накопило определенный опыт по выводу из эксплуатации. У нас были закрыты промышленные реакторы, которые в свое время производили плутоний. Мы успешно решили проблему вывода из эксплуатации АПЛ, реабилитации территории Курчатовского института в Москве. Есть целый ряд положительных примеров. Но эта работа не была систематической.

Сейчас перед нами стоит задача развития общей идеологии: как нужно решать эту проблему. Причем не отдельно, не применительно к АПЛ, или к выводу из эксплуатации АЭС, а целиком ко всем объектам использования атомной энергии. Здесь есть целый ряд нерешенных проблем. Это, прежде всего, отсутствие законодательства. Сейчас «Росатом» уделяет этой проблеме большое внимание, готовится проект закона о выводе из эксплуатации ядерных объектов. Должна быть названа эксплуатирующая организация. В «Росатоме» разработана концепция того, как это должно делаться, какими усилиями, за счет каких физических и финансовых средств. Этот вопрос до настоящего времени тоже не решен. Перед учеными, технологами стоит большая комплексная задача по своей сути не менее важная, чем те задачи, которые решались, когда мы только начинали развитие атомной энергетики. Следует напомнить, что первая АЭС была построена в СССР в 1954 году. Мы первые ступили на эту стезю, но мы не единственные. Проблема вывода из эксплуатации касается не только нашей страны, это международная проблема. Здесь необходимо международное сотрудничество, в том числе, с участием МАГАТЭ. Кстати, в конференции принимал участие ученый секретарь МАГАТЭ и зарубежные специалисты. Пока делаются только первые шаги. Еще очень многое нужно сделать и в научном, и в техническом плане.

Nuclear.Ru: Насколько сегодняшняя наука, в том числе неотраслевая, готова к решению столь сложной задачи?

Б. Мясоедов: Мы живем в такое время, когда наука определяет все – не только решение таких сложных проблем как вывод из эксплуатации ядерных объектов, но и нашу повседневную жизнь. Конечно, науке придется мобилизовать свой потенциал. Например, потребуется создание неких новых механизмов для работы в условиях радиационного загрязнения. Создание таких механизмов – одна из задач современной науки, ну и, естественно, проектировщиков и технологов, причем уже не только отраслевых. Вообще, я считают, что вывод из эксплуатации ядерных объектов - не отраслевая, а общенациональная задача. Будет строиться большое количество новых атомных станций, и их уже нельзя строить, не имея в виду то, как они будут выводиться из эксплуатации. Сейчас мы об этом думаем, но конкретных планов вывода из эксплуатации будущих объектов пока нет. Я участвовал в проведении экспертизы шести новых энергоблоков по так называемому унифицированному проекту «АЭС-2006». Так вот, комиссия поставила вопрос о необходимости конкретного плана вывода этих объектов через соответствующий период эксплуатации –50-70 лет. Пока такого плана нет, но за предстоящее время, к истечению срок эксплуатации он должен быть разработан.

Nuclear.Ru: Каково практическое значении прошедшей конференции?

Б. Мясоедов: Это не первая конференция по выводу из эксплуатации. Но раньше они были узкоспециализированные, например, по утилизации АПЛ или по отдельным аспектам вывода из эксплуатации АЭС. Главной же чертой нынешней конференции является то, что здесь собрались специалисты, которые работают в разных областях атомной отрасли. Это и АЭС, и суда с ядерными установками, и производство радиоизотопов, и многое другое. Именно в этом состоит особенность. Кроме того, в центре внимания конференции находились правовые и законодательные вопросы. Это очень правильно, потому что и в международном плане, к сожалению, такие нормативные акты еще не достаточно хорошо продуманы и не разработаны.

Nuclear.Ru: А почему для проведения конференции был выбран именно НИКИМТ?

Б. Мясоедов: Во-первых, это инициатива самого НИКИМТ и «Атмостроя». Во-вторых, институт имеет прямое отношение к обсуждаемым на конференции вопросам. Он специализируется на технологиях монтажа, ремонта и демонтажа реакторов и других ядерных объектов. Эти и другие технологии будут, безусловно востребованы в ходе работ по выводу из эксплуатации.

Nuclear.Ru: Каким может быть участие Академии наук в решении задач по выводу из эксплуатации?

Б. Мясоедов: Ученые РАН в свое время сыграли решающую роль, когда наша страна начинала делать первые шаги по использованию атомной энергии. Это касается и военной области, и мирного использования атомной энергии. Вообще радиоактивность, которая была открыта в 19-ом веке, получила развитие в именно институтах РАН. Великий Вернадский в начале прошлого века говорил о том, что будущее человечества в значительной мере определится тем, как мудро сможет использоваться громадная сила атомной энергии. Поэтому все, что связано с атомной энергией, ее использованием, всегда было одним из основных направлений РАН. Я возглавляю межведомственный совет при «Росатоме» и Президиуме РАН. Он координирует в научном плане все работы в области использования атомной энергии, в области радиохимии, которые проводятся в стране, независимо от того, принадлежит ли эта организация «Росатому» или РАН. У нас есть Институт безопасного развития атомной энергии (ИБРАЭ), который всегда очень активно работает с «Росатомом». Есть и другие институты, например, Институт физической химии и электрохимии, в котором я работаю. Мы тоже активно работаем с ПО «Маяк» над решением проблемы РАО - что с ними делать, как рекультивировать загрязненные территории. Проблема ядерного наследия – одна из самых сложных.

Nuclear.Ru: И, наверное, самых затратных?

Б. Мясоедов: Да, но это наследие должно стать ответственностью государства, и как было сказано представителями «Росатома» на конференции. Ведь работа нынешних АЭС и их РАО составляют долю всего того, что было накоплено в первые годы при создании ядерного оружия. Но я уверен, что эта проблема будет решена, и объекты с прилегающими территориями не будут представлять никакой опасности ни для людей, ни для окружающей среды.

Комментарии

Comments can be posted only by authorized users

Полная версия материала доступна только подписчикам Nuclear.Ru
Вход | Регистрация
Полная версия материала доступна только подписчикам Nuclear.Ru
Подписаться
Автоизуйтесь, чтобы проголосовать
Вход | Регистрация
Вы уже проголосовали