29.04.2011 11:03
комментариев 0
0
0
Генеральный директор ГК «Росатом» Сергей Кириенко разъяснил суть инициатив Российской Федерации, направленных на развитие международной системы безопасной эксплуатации объектов атомной энергетики. Ожидается, что эти предложения будут рассмотрены на предстоящем саммите «большой восьмерки». Сегодня атомные станции эксплуатируются в 29 странах мира, еще 20 стран планируют начать развивать атомную энергетику, напомнил С. Кириенко. По его словам, многие их этих стран не имеют такого опыта в области мирного использования атомной энергетики и такой инфраструктуры, какой обладает Россия и ряд стран – лидеров в этом направлении. Именно эти страны должны найти решения не только для себя, но и предложить их для всего мирового сообщества, отметил С. Кириенко на брифинге в «Росатоме» 28 апреля.
Первое и, как подчеркнул С. Кириенко, главное предложение России заключается в том, чтобы требования к безопасности атомной энергетики носили наднациональный характер. Главную роль в изменении законодательства должно играть МАГАТЭ. По его руководством должны быть доработаны международные нормы и требования. Эти требования должны стать обязательными. «Сегодня они носят рекомендательный характер», - пояснил глава «Росатома», добавив, что по существующим нормам государство обязано выполнять рекомендации МАГАТЭ только в том случае, если агентство финансирует строительство ядерного объекта, что бывает крайне редко.
Второе предложение РФ касается ужесточения самих требований. «Уже сегодня понятно, что надо серьёзно ограничивать возможности по сооружению АЭС в сейсмически и цунами опасных районах», - сказал С. Кириенко. Например, российское законодательство запрещает строить АЭС на территории, где возможно землетрясение силой больше, чем 8 баллов. В целом ряде стран таких ограничений на сегодняшний день нет. Третья инициатива затрагивает роль и ответственность государства в преодолении таких чрезвычайных ситуаций, которые произошли на АЭС «Фукусима». Причем это относится не только к атомной энергетике, но и к любым техногенным ситуациям. «Речь идет об обязательной ответственности и готовности государства к оперативному преодолению последствий техногенных или природных катастроф», - пояснил С. Кириенко.
Сегодня уже имеется объективный анализ событий, происходивших на АЭС «Фукусима». По словам главы «Росатома» оценки и рекомендации, которые давали российские специалисты в первые дни после аварии, сегодня подтверждаются зарубежными специалистами. «Если бы государство сразу включилось в преодоление последствий аварии, если бы с самого начала был оценен масштаб аварии, и к её ликвидации были подключены не только силы самой компании, мир возможно и не услышал бы об АЭС «Фукусима», поскольку проблему можно было бы локализовать на начальном этапе», - подчеркнул С. Кириенко. Отдельное внимание в инициативах РФ отводится выработке единых международных требований к странам, развивающим атомную энергетику.
Еще один аспект касается требования открытости, прозрачности и достоверности предоставляемой информации. «Сегодня ни в одном международном обязательном документе не зафиксированы объемы раскрытия информации», - сказал С. Кириенко. Между тем, предоставление информации «не может быть желанием или нежеланием компании или государства». Поэтому Россия предлагает, чтобы объем информации и регулярность ее предоставления стали предметом международного права. «Мы считаем, что открытость, прозрачность и достоверность информации, предоставляемой не только профессиональному сообществу, не только контрольным органам, но и общественному мнению и СМИ во всех странах является базовым условием, без которого невозможно говорить о масштабном развитии атомной энергетики в мире», - подытожил С. Кириенко.
Первое и, как подчеркнул С. Кириенко, главное предложение России заключается в том, чтобы требования к безопасности атомной энергетики носили наднациональный характер. Главную роль в изменении законодательства должно играть МАГАТЭ. По его руководством должны быть доработаны международные нормы и требования. Эти требования должны стать обязательными. «Сегодня они носят рекомендательный характер», - пояснил глава «Росатома», добавив, что по существующим нормам государство обязано выполнять рекомендации МАГАТЭ только в том случае, если агентство финансирует строительство ядерного объекта, что бывает крайне редко.
Второе предложение РФ касается ужесточения самих требований. «Уже сегодня понятно, что надо серьёзно ограничивать возможности по сооружению АЭС в сейсмически и цунами опасных районах», - сказал С. Кириенко. Например, российское законодательство запрещает строить АЭС на территории, где возможно землетрясение силой больше, чем 8 баллов. В целом ряде стран таких ограничений на сегодняшний день нет. Третья инициатива затрагивает роль и ответственность государства в преодолении таких чрезвычайных ситуаций, которые произошли на АЭС «Фукусима». Причем это относится не только к атомной энергетике, но и к любым техногенным ситуациям. «Речь идет об обязательной ответственности и готовности государства к оперативному преодолению последствий техногенных или природных катастроф», - пояснил С. Кириенко.
Сегодня уже имеется объективный анализ событий, происходивших на АЭС «Фукусима». По словам главы «Росатома» оценки и рекомендации, которые давали российские специалисты в первые дни после аварии, сегодня подтверждаются зарубежными специалистами. «Если бы государство сразу включилось в преодоление последствий аварии, если бы с самого начала был оценен масштаб аварии, и к её ликвидации были подключены не только силы самой компании, мир возможно и не услышал бы об АЭС «Фукусима», поскольку проблему можно было бы локализовать на начальном этапе», - подчеркнул С. Кириенко. Отдельное внимание в инициативах РФ отводится выработке единых международных требований к странам, развивающим атомную энергетику.
Еще один аспект касается требования открытости, прозрачности и достоверности предоставляемой информации. «Сегодня ни в одном международном обязательном документе не зафиксированы объемы раскрытия информации», - сказал С. Кириенко. Между тем, предоставление информации «не может быть желанием или нежеланием компании или государства». Поэтому Россия предлагает, чтобы объем информации и регулярность ее предоставления стали предметом международного права. «Мы считаем, что открытость, прозрачность и достоверность информации, предоставляемой не только профессиональному сообществу, не только контрольным органам, но и общественному мнению и СМИ во всех странах является базовым условием, без которого невозможно говорить о масштабном развитии атомной энергетики в мире», - подытожил С. Кириенко.
Комментарии
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи